Содержание
- 1 Поделки из природного материала: как научить дошкольников
- 2 Что и как делать
- 3 Как организовать и провести занятие
- 4 Варианты сценариев
Поделки из природного материала: как научить дошкольников
Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.
Кроме того, ребята:
- изучают свойства природного материала,
- учатся планировать последовательность своих действий,
- учатся подбирать материал,
- учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
- учатся творчески подходить к оформлению изделия.
Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.
Конструирование из природного материала способствует гармоничному развитию личности ребёнка
- посредством конструирования из природного материала расширять кругозор;
- приобщать к миру прекрасного;
- формировать целостное мировосприятие;
- развивать:
- внимание,
- память,
- сенсомоторику.
Задачи обучения для старшей группы:
- Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки нужного размера и формы и т. д.)
- Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
- Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
- Развивать любознательность и творческое мышление.
Подготовительная группа:
- Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
- Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.
Виды поделок по технике исполнения:
- Конструирование — создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
- Аппликация — присоединение деталей композиции к фону (получаются картины, коллажи, мозаичные панно).
Аппликация может использоваться для создания картин, коллажей, мозаичных панно
Виды конструирования и аппликации из природного материала:
- Предметное конструирование — единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).
- Сюжетная композиция («На арене цирка», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) — дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.
- Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.
Композиция на участке детского сада
Показ и объяснение
- Воспитатель рассказывает об особенностях материала.
- Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.
- Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.
- Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.
- Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.
Предлагаем ознакомиться Устройство и работа нивелира
Словесные приёмы
Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.
Многие операции довольно просты, и дети могут самостоятельно их выполнять после демонстрации.
«Птичья беседка»
- Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове.
Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове
- Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина.
Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина
- Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку.
Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку
- Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево).
Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево)
- На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол).
На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол)
- Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника. Композиция готова.
Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника
«Птички»
- Скатать пластилиновый шарик (голова), присоединить глазки, клювик и хохолок. Вылепить лапки, крылышки и хвостик, стекой прорисовать пёрышки.
- Присоединить все детали к шишке-основе.
Скатать пластилиновый шарик (голова), присоединить глазки, клювик и хохолок, лапки, крылышки и хвостик
- Из тонких веточек подготовить брёвна и сложить из них избушку, стыки проклеить.
- Ступа — пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри — сухими листьями.
Ступа — пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри — сухими листьями
- Из двух шишек смастерить фигуру Бабы-Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок, усадить сказочную героиню в ступу.
Из двух шишек смастерить фигуру Бабы Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок
- Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево, смазать клеем и присыпать сухими листьями. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо.
Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо
- Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой.
Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой
- Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья.
Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья
«Осеннее дерево»
- Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями.
Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями
- Нарисовать по шаблону силуэт дерева.
Нарисовать по шаблону силуэт дерева
- Тонировать силуэт дерева коричневой краской.
Тонировать силуэт дерева коричневой краской
- Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки.
Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки
- Приклеить несколько «падающих листьев».
Приклеить несколько «падающих листьев»
- Чистую, сухую морковь разрезать на круглые кусочки толщиной пять миллиметров.
- Несколько яблок со стороны хвостика нанизать на зубочистку, затем соединить в горизонтальную цепочку, яблоко для головы присоединить вертикально, из колечек моркови сделать ножки.
- Вырезать из бумаги ротик и глазки, разрисовать и приклеить.
- Из цветной бумаги сконструировать модный цилиндр и приклеить к голове. Вот такое милое существо получилось.
Несколько яблок со стороны хвостика нанизать на зубочистку, затем соединить в горизонтальную цепочку
«Виноградный ёжик»
- Большую грушу разрезать пополам, местом разреза положить на тарелку.
- Нанизать виноградинки на зубочистку и вколоть в грушу. Глазки можно сделать из изюма, носиком станет виноградинка.
Такой ёжик украсит застолье
«Лесные человечки»
- Материалы для работы: шишки, грецкие орехи, сухие осенние листья.
Материалы для работы: шишки, грецкие орехи, сухие осенние листья
- Приклеить грецкий орех к основанию продолговатой шишки.
Приклеить грецкий орех к основанию продолговатой шишки
- Глазки, носик вылепить из пластилина, улыбчивый ротик нарисовать фломастером.
Глазки, носик вылепить из пластилина, улыбчивый ротик нарисовать фломастером
- Из пёстрой ленточки смастерить стильные шарфики.
Из пёстрой ленточки смастерить стильные шарфики
- Из коротких обрезков вязальных ниток сделать волосы, приклеить сухие листья-крылышки. Очаровательные человечки готовы.
Из коротких обрезков вязальных ниток сделать волосы, приклеить сухие листья-крылышки
«Сова»
- Обвести шаблон совы на обратной стороне картона чёрного цвета.
Обвести шаблон совы на обратной стороне картона чёрного цвета
- Вырезать силуэт заготовки по контуру.
Вырезать силуэт заготовки по контуру
- Более узкими семенами клёна («вертолётиками») обклеить туловище совы по направлению снизу вверх, ряд за рядом.
Более узкими семенами клёна («вертолётиками») обклеить туловище совы
- Покрыть семенами всё туловище птицы.
Вот так выглядит туловище птицы с оперением
- Более широкими семенами оформить оперение крыльев.
Более широкими семенами оформить оперение крыльев
- Из жёлтого фетра свернуть конус для клювика и приклеить к голове.
Из жёлтого фетра свернуть конус для клювика и приклеить к голове
- Приклеить глаза (пуговицы), вокруг глаз сделать ободок из гороха, остальную часть головы присыпать гречневой крупой, над глазами приклеить «брови».
Приклеить глаза (пуговицы), вокруг глаз ободок из гороха, остальную часть головы присыпать гречневой крупой
- Нужно подождать некоторое время, прежде чем ставить поделку вертикально или вешать на стену (чтобы клей успел застыть).
Вот такая лесная красавица получилась в итоге
Что и как делать
Виды изделий по способу комбинирования материалов:
- поделки, вылепленные из пластилина, в которых для оформления мелких элементов и декоративных дополнений (клювик или оперение у птички, ушки, лапки, хвостик у лесных зверей, колючки ёжика, костюм фигурки человечка) используется натуральный материал;
Фигурка ёжика вылеплена из пластилина, а иголки сделаны из семечек
- изделия, в которых крупные части корпуса выполнены из природного материала и дополняются элементами из пластилина (например, туловище лебедя из шишки, а изящная шея и голова вылеплены из пластического материала);
Туловище фигурок смешариков выполнено из природного материала и дополняется элементами из пластилина
- игрушки, все компоненты которых состоят из природного материала и скреплены с помощью соединительных приспособлений (заострённые палочки, спички, проволока) или кусочков пластилина;
- поделки из овощей и фруктов или их частей, соединённых с помощью креплений и оформленные декоративными элементами из ткани, цветной бумаги или фольги.
Миниатюры из природных материалов могут выглядеть очень мило
Дополнительные возможные материалы:
- всевозможные виды бумаги;
- фольга;
- цветные лоскутки тканей;
- клей ПВА;
- нити;
- проволока или заострённые палочки и спички для скрепления деталей.
Предлагаем ознакомиться Топиарии из искуственной травы
Инструменты:
- шило (этим инструментом пользуется исключительно педагог);
- ножницы;
- кисти для рисования и клея;
- стеки для пластилина;
- карандаши и краски.
Материалы и инструменты » width=»600″ height=»450″ />
Для поделок пригодятся и береста, и веточки, и различные семена
Как организовать и провести занятие
Для детей четвёртого-пятого года жизни продолжительность занятия по конструированию составляет 20 минут, ребята старшего школьного возраста занимаются 25–30 минут. Занятия традиционно проводится один раз в неделю, но не стоит ограничиваться запланированной программой, поскольку собирать, рассматривать, изучать особенности природного материала, экспериментировать, развивать аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной оздоровительной прогулки или повседневной свободной деятельности в группе.
Для удобства планирования и проведения занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:
- Организационный, мотивационный этап (5 минут).
- Основной этап (15–20 минут) — показ и пояснения педагога, самостоятельная работа детей. Не стоит забывать, что занимаясь столь увлекательным занятием, как конструирование дети всё же устают, поэтому вовремя проведённая физкультминутка поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к созданию поделки.
- Заключительный, итоговый этап (3–5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, выставка детских поделок. Анализ и рефлексия проводятся с учётом таких критериев:
- аккуратность и эстетически привлекательный внешний вид поделки;
- качественный технический уровень исполнения;
- степень самостоятельности и оригинальности творческого решения;
- старательность, трудолюбие и чувство товарищества, проявленные во время работы.
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески, что вызовет позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит ребят и поможет настроить их на созидательную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания своих маленьких воспитанников воспитатель в организационной части занятия активно использует разнообразный арсенал мотивирующих заготовок:
- стихотворения и загадки;
- развивающие и подвижные игры;
- костюмированные театрализованные инсценировки;
- демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
Варианты сценариев
Для того, чтобы подвести детей к процессу изготовления поделки, можно использовать разные сказочные сюжеты и сценарии.
«Белое пёрышко»
Педагог рассказывает детям трогательную историю о семействе лебедей, местом обитания которого с давних времён было лесное озеро. Осенью лебединая стая поднималась над родным лесом, издавала прощальный крик и улетала в тёплые края, где пережидала холодную зиму. Каждую весну местные жители с нетерпением ждали возвращения этих красивых и гордых птиц, но были и такие, которые приходили на берег озера с ружьём, желая заполучить ценный лебяжий пух.
В итоговой части занятия «Бёлое пёрышко» в детском саду поселяется стая лебедей
Воспитатель приглашает детей совершить прогулку к лесному озеру. Комната с помощью декораций оформлена в виде лесной полянки, к которой ведут медвежьи и заячьи тропинки (массажные дорожки) и мостики. Звучат запись пения птиц, журчания ручейка. Дети отправляются в путешествие, подходят к озеру и видят красивого, грациозного белого лебедя. Все вместе ребята придумывают ему имя, но сожалеют, что лебедь одинок и ему скучно и тоскливо, и воспитатель предлагает смастерить для него друзей.
«Кораблик»
Педагог показывает детям начало поучительной мультипликационной сказки «Кораблик» по мотивам одноимённого произведения В. Сутеева о мышонке, цыплёнке, муравье и червячке: дружная компания отправилась на прогулку к реке, встретила лягушонка, который пригласил их поплавать, но оказалось, что герои сказки не умеют плавать.
Воспитатель просит детей придумать выход из затруднительной ситуации и помочь друзьям совершить речное путешествие. Дети обсуждают, на чём можно плавать по реке и по морю, рассматривают картинки с изображением лодочек, парусников и пароходов, смотрят продолжение сказочной истории. Затем педагог предлагает смастерить парусник из скорлупы грецкого ореха, придумать конструкцию паруса. В конце занятия дети устраивают парусную регату в тазике с водой, испытывая свои поделки на прочность.