Окружающая природная среда ландшафт

Раздел 2. Природные компоненты
ландшафта и влияние антропогенных факторов на
основные ландшафтообразующие компоненты и
процессы — 40 ч

Тема 1. Рельеф и горные породы как
компоненты ландшафта

Горные породы и минералы. Классификация горных
пород и минералов по различным признакам:
происхождению, физическим свойствам,
использованию. Добыча полезных ископаемых и
техногенная миграция химических элементов. Кора
выветривания. Рельефообразующие процессы.
Эрозия и аккумуляция.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Практическая работа

Работа с коллекциями горных пород и минералов.

Учебный практикум

1. Изучение обнажений горных пород.
Определение генезиса горной породы для
выяснения происхождения и развития территории.
Генетические горизонты. Стратиграфия, характер
слоистости. Вещественный
(минерало-петрографический) и механический
состав (валунный суглинок, лёсс, песок и др.). Цвет
и плотность.

2. Сбор и составление коллекции.

3. Наблюдение за интенсивностью
рельефообразующих процессов. Линейная эрозия и
образование оврагов. Определение скорости
размыва берегов реки.

Тема 2. Вода в ландшафте

Внутренние воды и их участие в развитии
ландшафта.

Подземные воды: верховодка, грунтовые и
межпластовые воды. Речная сеть и ее особенности.
Речной сток. Озера и болота как ландшафтные
комплексы, где взаимодействуют все природные
компоненты. Искусственные гидротехнические
сооружения и ландшафт. Влияние антропогенных
факторов на влагообмен в ландшафте. Мелиорация.
Загрязнение вод техническими отходами и
химическими удобрениями.

Практические работы

1. Определение водности реки: расход воды,
объем стока, коэффициент стока.

2. Исследование озера по признакам:
водообмена — бессточное, сточное, речное;
минерализации — пресное, соленое,
солоноватое, горько-соленое; происхождения
озерных котловин — пойменное, карстовое,
моренное, эрозионное, тектоническое и др.;
водного режима; стадии зарастания озерной чаши.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

3. Исследование болота: тип болота по водному
питанию — низинное, верховое, переходное; тип
болота по преобладающему типу
растительности — моховое, травяно-моховое,
лесное; водный режим; характеристика торфяной
залежи.

4. Изучение грунтовых вод: естественные
выходы подземных вод; пластовые выходы и
источники — родники, ключи; физические
свойства подземных вод — прозрачность, цвет,
вкус, запах; выявление возможных источников
загрязнения вод — бактериальных, химических.

5. Ландшафтно-экологический прогноз и
функционирование гидротехнических сооружений:
запруд, малых плотин, водохранилищ.

Тема 3. Климат и ландшафт

Влияние климата на формирование внешнего
облика ландшафта. Воздействие тепла и влаги на
миграцию химических элементов в ландшафте.
Температурный режим ландшафта: средние
температуры июля, января. Испаряемость и степень
увлажнения. Мезо- и микроклимат. Микроклимат
морфологических частей ландшафта.

Практические работы

1. Микроклиматические наблюдения.
Определение истинной температуры воздуха,
давления, приведенного к уровню моря, абсолютной
и относительной влажности.

2. Барометрическое нивелирование.

3. Обработка наблюдений облачности, формы
облаков и характера осадков.

4. Обработка наблюдений скорости и силы
ветра. Построение розы ветров.

Учебный практикум

1. Изучение снежного покрова на местности:
определение характера его распределения,
изменение мощности снега, температуры,
плотности, запаса влаги.

2. Определение роли снежного покрова в
ландшафте.

Окружающая природная среда ландшафт

Тема 4. Биогеоценоз

Биологический круговорот в ландшафте.
Фитоценоз, или растительное сообщество.
Таксономические единицы растительных
сообществ — формация и ассоциация. Основные
виды растительных сообществ. Виды экологических
систем. Почвы — зеркало ландшафта. Факторы
почвообразования. Соотношение тепла и влаги.

Практические работы

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

1. Заложение почвенно-географического
профиля.

2. Почвенные разрезы и принцип их
создания.

Учебный практикум

– определение материнской (почвообразующей)
породы;

– выявление генетических горизонтов почв;

– определение влажности почвы;

– определение механического состава почвы;

– определение структуры почвы;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

– определение плотности почвы.

Экскурсии

Окружающая природная среда ландшафт

1. Музей землеведения МГУ (для школьников
Москвы). Знакомство с почвенными профилями
различных природных зон.

2. Геоботаническая площадка. Описание
растительных сообществ (лес, луг, болото и др.).
Определение состава растений и их обилия,
ярусности размещения растений в сообществах.

Тема 1. Природа — среда обитания и источник
природных ресурсов

Освоение человеком планеты Земля и развитие
экологических связей человечества. Расширение
географических границ обитания человека.
История природопользования. Глобальные
экологические проблемы ландшафтов. Окружающая
среда и здоровье человека. Загрязнение
окружающей среды. Виды загрязнителей.

Предлагаем ознакомиться  Поделка ваза с цветами из природного материала

Практическая работа

Определение классификационной принадлежности
загрязнителей в различных регионах: вид и
характер загрязнения, возможного источника
загрязнения и характера вредного воздействия на
здоровье человека.

Тема 1. Общие основы охраны ландшафта

Главная задача охраны ландшафта —
установление оптимальных соотношений
хозяйственных нагрузок и потенциальных
возможностей его ресурсов. Пути поддержания
экологического равновесия в процессе развития
хозяйственной деятельности: рациональное
природопользование; создание системы
инженерно-технических мероприятий по очистке
вредных отходов. Ландшафтно-геоэкологическое
картографирование. Принципы составления карты.
Карта «Современные ландшафты мира».

Практические работы

1. Оценка экологического состояния
Москвы-реки.

2. Анализ карты «Современные ландшафты
мира».

Учебный практикум

Ландшафтно-геоэкологическое
картографирование региона экологического
бедствия

Природный ландшафт – это любая среда обитания, которая не пострадала от воздействия человека, сохраняя все элементы и характеристики, характерные для природы.

Природные ландшафты все еще могут представлять собой пространства, считающиеся негостеприимными, где становится трудно поддерживать человеческую жизнь, например, в пустынях и ледниковых районах.

Густые и нетронутые леса, горные вершины, пустыни и части Антарктиды являются примерами окружающей среды с естественными ландшафтами, поскольку они практически не пострадали от человека или не претерпели изменений.

В целом, пейзажи состоят из всего, что может восприниматься человеком посредством его чувств, таких как осязание, обоняние, зрение и слух.

Культурные ландшафты также известны как антропные ландшафты, в которых вмешательство человека в окружающую среду является значительным .

Люди используют ресурсы, присутствующие в природной среде, и изменяют их для удовлетворения своих потребностей, вставляя в ландшафт объекты, которые характеризуют социальное и культурное присутствие в космосе.

Города, дороги, мосты и здания являются примерами культурных ландшафтов (которые также могут пониматься как гуманизированныеландшафты или измененные ландшафты ).

И как уже говорилось, природные ландшафты не представляют значительного вмешательства человека, сохраняя характеристики, определяемые самой природой в окружающей среде .

Следует отметить, что ландшафты, как естественные, так и гуманизированные, динамичны и постоянно меняются, хотя они представляют временную зависимость от различных изменений. Например, в природных ландшафтах преобразования происходят гораздо медленнее, тогда как в модифицированных ландшафтах изменения обычно бывают быстрыми, а иногда и радикальными.

Раздел 3. Природопользование и
экологические проблемы преобразования
ландшафтов — 20 ч

Тема 1. Учение о ландшафте

Ландшафт, или природно-территориальный
комплекс. Виды ландшафтов: природный и
антропогенный. Сельскохозяйственные,
промышленные, рекреационные и другие ландшафты.
Принцип природно-антропогенной совместимости.

Тема 2. Понятие о ландшафтном балансе и
ресурсе

Водный баланс — основа ландшафтного
баланса. Радиационный и тепловой баланс
деятельного слоя поверхности Земли.
Почвообразовательный процесс и биологическая
продуктивность ландшафта. Биоценоз. Биогеоценоз.

Тема 3. Морфологические части ландшафта

Окружающая природная среда ландшафт

Соподчиненность природно-территориальных
комплексов, от крупных геокомплексов к
простейшим. Морфологические единицы
ландшафта — урочища, фации. Основные
(доминанты) и подчиненные урочища. Фации —
основная единица ландшафта, на пространстве
которой характер взаимосвязей комплекса
остается неизменным. Фация и урочища как ПТК,
всесторонне характеризующие природные свойства
конкретного участка Земли.

Тема 4. Топографическая карта и ландшафт

Топографическая карта. Ландшафты на
топографической карте. Измерения на
топографической карте, ландшафтный профиль и
принцип его составления. Глазомерная съемка, ее
использование при изучении ландшафтов.

Практические работы

1. Чтение топографической карты.

2. Выявление на профиле низших единиц
ландшафта — фаций.

Окружающая природная среда ландшафт

Учебный практикум

1. Работа с топографической картой:
составление профиля местности по
топографической карте.

2. Составление профиля на местности с помощью
глазомерной съемки.

Тема 1. Динамика ландшафта

Ландшафты — саморегулирующиеся системы,
стремящиеся к стабильному состоянию.
Ландшафтно-типологические комплексы:
устойчивые, относительно устойчивые и
сукцессионные. Прогрессивное и регрессивное
развитие ландшафта. Интенсивность и скорость
динамики.

Практические работы

1. Анализ фотографического материала,
рисунков и схем эволюции ландшафта на
определенной местности. Выявление причин
динамики ландшафта.

2. Прогнозирование развития ландшафта в
ближайшее время. Выявление положительных и
отрицательных черт эволюции ландшафта.

Предлагаем ознакомиться  Лучшие Сорта Красной Смородины Для Средней Полосы

Окружающая природная среда ландшафт

Учебный практикум

Описание природного комплекса ландшафта (на
местности)

– географическое положение ландшафта;

– описание природных компонентов;

– динамика развития ландшафта;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

– изменение ландшафта.

Тема 2. Антропогенное развитие ландшафта

Влияние человека на природу и процессы,
протекающие в ней: техническое перемещение
твердых масс, нарушение водно-теплового режима,
биологического равновесия и миграции химических
элементов. Три группы нарушений в природных
ландшафтах: коренные, однокомпонентные и
многокомпонентные.

Практические работы

Работа с литературными и картографическими
источниками информации.

1. Сбор материала по району: описание опорных
обнажений, геологический разрез района; сведения
об основных типах и формах рельефа; их
морфология, генезис и возраст; о климатических
особенностях района; о почвенном покрове,
растительном и животном мире.

2. Получение историко-географических данных,
раскрывающих свойства конкретных единиц
ландшафта в прошлом и историю их развития.

Учебный практикум

Составление типичного ландшафтного профиля
для данной местности. Выявление факторов
антропогенного характера. Рекомендации по
рациональному природопользованию.

Тема 1. Природопользование — основа
экономического развития человеческого общества

Понятие природопользования. Типы
природопользования. Аграрная и индустриальная
цивилизации. Основные виды ресурсов и районы их
размещения. Экономическая и экологическая
целесообразность добычи и разработки полезных
ископаемых. Рациональное и нерациональное
природопользование. Природопользование и
естественные экосистемы. Исчерпаемость
ландшафта с точки зрения экономики и экологии.

Практические работы

1. Выявление районов добычи основных видов
полезных ископаемых.

2. Оценка лесных ресурсов планеты.

Тема 2. Экологические последствия истощения
природных ресурсов. Зоны риска

Земельные ресурсы и их использование.
Состояние почвенного покрова в современном мире.
Пути повышения плодородия почв. Водные ресурсы и
качество воды. Проблема чистой воды. Проблемы
природопользования в лесных зонах Земли.
Современное состояние зеленых насаждений в
городских ландшафтах. Зоны риска и меры по охране
окружающей среды.

Тема 1. Учебные экологические тропы природы

Цели и задачи создания экологических троп
природы. Экологические тропы как средство
целостного восприятия природы на примере
типичных ландшафтов данной местности.
Требования к маршрутам. Обязательное
разнообразие соподчиненных урочищ, как
природных (неизменных или слабоизмененных), так и
нарушенных (культурных и акультурных).

Практическая работа

Подготовка маршрутов экологических троп на
учебном природном полигоне.

Учебный практикум

Организация маршрута экологической тропы.

Экскурсия

Экологические тропы своего региона.

Тема 1. Региональные проблемы
природопользования в России

Природопользование в индустриально развитых
районах страны. Экологические проблемы крупных
городов и Москвы. Сельскохозяйственное
природопользование в России. Особенности
экологических проблем в районах нового освоения.

Практические работы**

1. Составление карты размещения промышленных
предприятий Юго-Восточного административного
округа г. Москвы.

2. Определение соответствия размеров
санитарно-защитных зон предприятий
Юго-Восточного административного округа
г. Москвы нормативным показателям.
Определение эффективности этой зоны.

Экскурсия

Экскурсия в Царицынский лесопарк как буферную
зону промышленной Москвы**.

Учебный практикум

Составление экологической карты Москвы на
основе анализа экологического состояния
административных округов города**

Тема 2. Природопользование в экономически
развитых и развивающихся странах

Влияние экономического развития на характер
природопользования. Переход к рациональному
природопользованию в экономически развитых
странах. Природопользование в городских
агломерациях и сельскохозяйственных районах.
Проблемы природопользования в экстремальных и
лесных районах.

Практические работы

1. Изучение влияния рекреационных нагрузок
на лесные экосистемы.

2. Проблемы природопользования в районе
Сахеля, выработка путей их решения.

3. Оценка изменения ландшафтов в Амазонии.

Тема 1. Международное сотрудничество в
решении проблем

Глобальные масштабы ухудшения качества
окружающей среды. Принципы и формы
международного и внутреннего сотрудничества.

Тема 2. Роль общественности в охране
окружающей среды

Причины возникновения общественных
организаций по охране окружающей среды.
Общественные организации по охране окружающей
среды в России и за рубежом. Экологические
забастовки и экологические манифесты как новая
форма социального протеста.

Практическая работа

Круглый стол: «Кто такие “зеленые” и как
охраняют природу наши сверстники».

* Для школ, расположенных в
других регионах, — изучение своего региона по
той же схеме.

** Для школ других
регионов — соответствующие работы в своих
местностях.

9 класс

Введение — 2 ч

Ландшафтная экология — обобщающее учение о
природном балансе. К. Тролл, А. Винк и их
термин «ландшафтная экология». Ведущая роль
ландшафтной экологии в комплексном изучении
основ рационального использования природных
ресурсов, проблем оптимизации разработки
природной среды.

Предлагаем ознакомиться  Как нарисовать клумбу с цветами карандашом поэтапно для начинающих и детей? Как нарисовать клумбу с цветами поэтапно красками?

Введение — 5 ч

Ландшафт и его структура. Влияние природных и
антропогенных факторов на основные компоненты и
процессы ландшафта.

Экскурсия

Определение ландшафтов как природных
комплексов различного ранга, основных
компонентов ландшафта и их влияния на развитие
всего комплекса, оценка воздействия
антропогенного фактора на данный природный
комплекс.

Введение — 4 ч

История взаимодействия природы и
человеческого общества с точки зрения смены
типов производства. Взаимосвязь в системе:
человек — природа — человек. Потребность и
потребление в доиндустриальную эпоху.
Экологические проблемы прошлого и их регуляция.

Введение — 4 ч

Современные ландшафты как системные механизмы
взаимодействия общества и природы.
Экологические последствия экстенсивного и
интенсивного природопользования. Проблемы
сохранения естественного ландшафта и
возобновления экологического равновесия в
природе.

Раздел 2. Эколого-геохимическая оценка
ландшафта — 18 ч

Тема 1. Биосфера — глобальная экосистема

Биохимическая концепция биосферы
В.И. Вернадского. Определение понятия
планетарной географической оболочки.
Геохимическая и геологическая роль живого
вещества в биосфере. Организованность биосферы
как саморегулирующейся экосистемы.
Биохимическая и минеральная стабильность
экосистемы — основа геологического
постоянства жизни.

Экологическое противоречие и
его разрешение путем биохимического круговорота
веществ. Миграционная способность химических
элементов в ландшафте. Круговороты азота,
углерода, фосфора: биологический, физический,
химический аспекты. Самоочищение, саморегуляция
экосистемы.

Практическая работа

Изучение роли различных видов живых организмов
в круговороте веществ.

Тема 2. Геохимическая оценка состояния
окружающей среды

Геохимические аномалии: формирующиеся на
техногенных ландшафтах и на природных,
возникающих за счет антропогенного выноса
элементов. Техногенные изменения в ландшафте.
Методы оценки состояния окружающей среды:
химические и биологические.

Практические работы

1. Ландшафтно-геохимический анализ
исследуемой территории. Выявление техногенных
источников загрязнения.

2. Разработка рекомендаций по предотвращению
дальнейшего загрязнения.

Учебный практикум

Снег — индикатор экологического состояния
ландшафта и природный фильтр.

Раздел 3. Состояние ландшафтов
Московского региона — 17 ч*

Практические работы

Учебный практикум

Практическая работа

Учебный практикум

Практические работы

Практические работы

Учебный практикум

Тема 4. Биогеоценоз

Практические работы

Учебный практикум

Экскурсии

Практические работы

Учебный практикум

Практические работы

Учебный практикум

Эволюция Московского региона — результат
развития человеческого общества и экономики.
Состояние водного бассейна: источники
водоснабжения и их состояние, качество воды.
Состояние атмосферы: изменения погодных условий
в Москве, загрязнение воздуха, значение зеленых
насаждений.

Практические работы

1. Комплексная оценка экологической
ситуации.

2. Изучение экологического состояния
пришкольной территории.

Экскурсии по Москве

Посещение районов с экстремальной
экологической обстановкой (Капотня,
Волгоградский проспект).

Учебный практикум

Оценка экологического состояния водного
объекта.

Практическая работа

Тема 1. Прогнозирование последствий
антропогенного воздействия на окружающую среду

Понятие о прогнозе и прогнозировании. Виды
прогнозов: сверхкраткосрочные, краткосрочные,
среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные.
Метод индукции. Метод аналогий. Статистический
метод.

Практические работы

1. Установление причинно-следственных связей
от одного факта к последующим.

2. Учебное прогнозирование определенных
ситуаций.

Тема 2. Моделирование природных процессов в
решении экологических проблем

Понятие о моделировании. Требования к
моделям. Виды моделей: материальные и идеальные.
Глобальное моделирование. Модель геосистемы как
научная основа природопользования.

Тема 3. Мониторинг

Понятие о мониторинге. Виды мониторинга:
глобальный, региональный, локальный.
Геофизический и биологический мониторинг.
Оценка качества окружающей среды. Стандарты
качества окружающей среды.

Практическая работа

Изучение радиационного аспекта экологического
состояния окружающей среды.

Учебный практикум

Проведение экологического мониторинга.

Практические работы

Практические работы

Учебный практикум

Учебный практикум

Экскурсия

Экскурсия

Учебный практикум

Практические работы

Раздел 4. Заповедное дело в России —
15 ч

Охраняемые ландшафты. Природные ландшафты:
заповедники, заказники, национальные парки.
История заповедного дела в нашей стране.
Историко-культурные ландшафты: сады и парки,
созданные по единому художественному замыслу;
инженерные ландшафты, сформированные в
соответствии с техническими потребностями или
для улучшения окружающей среды;

Практическая работа

Составление карты заповедников и заказников
России.

Учебный практикум

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Характеристика охраняемого ландшафта

Загрузка ...
Adblock detector